Закрыть ... [X]

Логомассаж своими руками

Закрыть ... [X]

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры
Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры
Задачи, показания, противопоказания и условия проведения логопедического массажа
Массаж язычной мускулатуры


Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, нарушения голоса, а также заикание. 

В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Практический опыт коррекционно-педагогической работы с лицами, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи.
Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.
Существуют различные методики проведения логопедического массажа. Наиболее популярные – массаж Дьяковой Е.А. и зондовый массаж Новиковой Е.В. (скачать бесплатно)
Цель зондового массажа — нормализация речевой моторики, значит и произношения.
В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щек, скул, мягкого неба с помощью комплекта специальных зондов. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.
Предлагаем Вам ознакомиться с видеоматериалом о логопедическом массаже.

Видео массажа Дьяковой Е.А.

http://www.youtube.com/watch?v=xudtCJvTq4k&feature=player_embedded

Видео зондового массажа Новиковой Е.В.

http://www.youtube.com/watch?v=l5tBz-zEt9A&feature=player_embedded

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры.

Поглаживание лба от середины к вискам. Поглаживание лба от бровей к волосам. Поглаживание бровей. Поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны. Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам. Сжимание подбородка ритмичными движениями. Разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам). Перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи). Пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры.

Поглаживание от середины верхней губы к углам. От середины нижней губы к углам. Поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа. Пощипывание губ. Покалывание губ.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибора — вибратора. Передача тканям мелких быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 мин. (Вибрация противопоказана детям с эписиндромом (судорогами).

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе (поза 1). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.
Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:
а) Одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
б) Медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз).
Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.
Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры.

Поглаживание от середины лба к вискам. От бровей к волосистой части головы. От линии лба вокруг глаз. Поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей. От линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее. От нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа. Легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти. Надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры.

Поглаживание верхней губы от углов рта к центру. Поглаживание нижней губы от углов рта к центру. Поглаживание верхней губы (движение сверху вниз). Поглаживание нижней губы (движение снизу вверх). Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ. Точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке). Легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществляется большее число массажных движений.

Задачи, показания, противопоказания и условия проведения логопедического массажа

Основные задачи логопедического массажа:

Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях – уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий). Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих). Стимуляция проприоцептивных ощущений. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции. Уменьшение гиперсаливации. Укрепление глоточного рефлекса. Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц.
Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы.
Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.
Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание должно уделяться мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся прежде всего мышцы языка и губ; а также щек и мягкого неба. Именно эти мышцы прежде всего обеспечивают речепроизводство.
Логопедический массаж целесообразно применять по рекомендации врача, который проводит медицинскую диагностику. Медицинское заключение должно содержать указание на наличие неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре, а также форму и степень проявления неврологического синдрома (спастический парез, гиперкинетический, атактический,  спастико-ригидный). Но даже имея медицинское заключение невропатолога, логопед должен уметь самостоятельно провести обследование состояния мышечного тонуса и строения органов артикуляции.
Известно, что часто у детей с неврологической патологией отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, т.е. в одних группах мышц может отмечаться спастичность, а в других – гипотония. В связи с этим в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж, а в других – стимулирующий.
Логопеду нужно определить состояние тонуса следующих мышц: языка, губ, лица, шеи, верхнего плечевого пояса. Это устанавливается в ходе осмотра ребенка путем наблюдения и пальпации.

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.
Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж не возможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течении более длительного времени, но реже. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами).
Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т.д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 минут до 5-6 минут, а конечная – от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном – 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте – 25 минут.
Во время массажа ребенок не должен испытывать боли и насилия. Однако у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность всех или отдельных артикуляционных мышц. Одни дети испытывают неприятные ощущения в язычной мускулатуре (особенно, под языком), у других детей – в лицевой мускулатуре или внутренней поверхности щек. Большинство детей достаточно быстро привыкают к процедуре массажа, неприятные ощущения при этом постепенно проходят.
Не нужно с первых встреч сразу укладывать ребенка в горизонтальное положение. Лучше поместить его в положение сидя (маленький ребенок может сидеть на коленях у мамы или в детском кресле, коляске в полуоткинутом положении).
Если ребенок негативно настроен или испуган, первые сеансы массажа должны быть очень короткими и ограничиваться при этом только массажем кистей и пальцев рук или легким поглаживанием лицевой мускулатуры. Логопед может на первых порах показать выполнение массажа на другом ребенке, с которым давно ведутся занятия, или на маме малыша.
Во время массажа используются различные отвлекающие средства: пение песенки, чтение сказки или стихотворения. Ребенок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение логопеда к нему.
Руки логопеда во время проведения массажа должны быть чистыми, теплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями; желательно не надевать украшений (колец и браслетов), мешающих проведению массажа. Кожа лица и губ ребенка также должна быть чистой, а рот – свободный от крошек или остатков пищи. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приема пищи (особенно у детей с повышенным глоточным рефлексом).

Положение тела при логопедическом массаже.

Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно – расслаблению), делает более свободным дыхание и облегчает работу логопеда. При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

В положении лежа на спине по шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик). Ребенок – в положении полусидя в кресле с высоким подголовником. Ребенок – в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске (это положение целесообразно применять с маленькими детьми первых лет жизни). Для детей, которые на первых сеансах боятся массажа или очень привязаны к маме можно использовать положение сидя на коленях у взрослого.

При массаже лицевой и губной мускулатуры логопед занимает положение сидя за головой ребенка или справа от него. Массируя язык, специалисту удобнее сидеть справа от ребенка.

Массаж язычной мускулатуры

При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка — укрепляющий массаж. Спастичность язычной мускулатуры отмечается значительно чаще, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности.
При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту (2-3 раза) теплый настой трав (1 ч.л. крапивы, 1 ч.л. зверобоя, 1 ч.л. ромашки, 1 ч.л. чая на 0,5л кипятка).

Массаж языка можно осуществлять различными способами:

Зондовый массаж (используются зонды Е.В.Новиковой или постановочные зонды Рау). Пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку). Массаж деревянным или металлическим шпателем. Массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки.

Перед началом массажа языка нужно выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.
Во время массажа языка рот ребенка открыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросив высунуть язык), и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.

Приемы массажа языка (направление массажных движений).

Поглаживание языка в различных направлениях: от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы); от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы); круговые, спиралевидные движения. Похлопывание языка (начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно. (Ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы). «Прокачивание» — легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку). Массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком). Покалывание языка (игольчатым зондом). "Перетирание" языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле). Распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная два раза большая часть клизмы — во рту; кончик — снаружи).

 


Источник: https://sites.google.com/site/blohinanatalyan/korrekcionnaa-logopediceskaa-rabota/logopediceskij-massaz-lica-i-azyka


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Как сделать аджику из помидоров с чесноком без варки
Самодельные тиски на станок
Прическа водопад пошагово на длинные волосы
Телесуфлеры своими руками
Как сделать дополнительное охлаждение на карту
Как продать квартиру с чего начать пошаговая инструкция


Логомассаж своими руками
Логомассаж своими руками


Логопедический массаж для детей в домашних условиях (языка)
Логопедический массаж языка зубной щеткой - простой способ



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ